Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Об управлении

Информация о системе образования

 Мядельского района

2021/2022 учебный год

1. Анализ работы управления по образованию, спорту и туризму Мядельского райисполкома, учреждений образования за 2020/2021 учебный год

В 2020/2021 учебном году управлением по образованию, спорту и туризму Мядельского райисполкома, подведомственными учреждениями проводилась целенаправленная работа по повышению качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики и принципами устойчивого развития.

Особое внимание уделено вопросам повышения компетентности педагогических работников, внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс, развития воспитательного потенциала системы образования, профилактики социального сиротства, подростковой преступности и безнадзорности несовершеннолетних.

Сеть учреждений образования района включает 15 учреждений общего среднего образования (из них 14 учреждений общего среднего образования, 1 гимназия), 7 учреждений дошкольного образования, 1 учреждение дополнительного образования детей и молодежи, 2 учреждения спорта, 1 социально-педагогический центр, 1 центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 1 учебно-методический кабинет.  

Отмечается устойчивое снижение обучающихся: образовательный процесс в 2020/2021 учебном году был организован для 2475 учащихся и 795 воспитанника дошкольного возраста, в 2020/2021 учебном году планируется 2444 учащихся и 732 воспитанников (в 2020/2021 учебном году - 31 класс с количеством обучающихся менее 5, с одним обучающимся – 4 класса на базе ГУО «Сырмежский УПК ДС/БШ», ГУО «Княгининская СШ» (в 2019/2020 учебном году – 2 класса). Средняя наполняемость классов составит 13,4 (2019/2020 учебный год – 13,7)

В соответствии с планом работы на 2020/2021 учебный год изучены актуальные направления деятельности учреждений образования района. Ежемесячно осуществлялись рейды изучения деятельности учреждений по основным вопросам их функционирования. Изучены вопросы создания безопасных условий жизнедеятельности детей в учреждениях образования, профилактики травматизма учащихся и обеспечению безопасности образовательного процесса, организации физического воспитания в учреждениях образования, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования; эффективности деятельности учреждений общего среднего образования в шестой школьный день, качества работы по профессиональной ориентации и патронатному сопровождению обучающихся и выпускников с ОПФР.

Проведения целенаправленная работа по реализации Методических рекомендаций по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, рассмотрены вопросы по итогам изучения воспитательно-профилактической работы в ГУО «Нарочская средняя школа №1», ГУО «Нарочская средняя школа №2»; вопросы досуговой занятости несовершеннолетних, в том числе в каникулярный период, находились на постоянном контроле.

В соответствии с планом работы осуществлено комплексное изучение деятельности государственных учреждений образования «Свирский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа», ГУО «Княгининская средняя школа», ГУО «Детский сад д. Полесье». Изучено качество преподавания учебных предметов «География», «Биология», «Трудовое обучение», учебных предметов на первой ступени общего среднего образования. Итоги рассмотрены на заседаниях совета управления, совещаниях руководителей.

Мероприятия годового плана реализованы. Основные задачи выполнены.

Приняты меры по улучшению качественного состава педагогических работников.

В системе образования в 2020/2021 учебном году работали 524 педагогических работников. Процент воспитателей дошкольного образования, имеющих высшую и первую квалификационные категории, составляет 56,7% (областной показатель – 50,9%). Лучший показатель в ГУО «Детский сад аг. Княгинин», ГУО «Детский сад аг. Занарочь» (по 67%), самый низкий показатель в ГУО «Ясли-сад №3 г. Мяделя» (8,35).

Показатель «Доля учителей учреждений общего среднего образования, имеющих высшую и первую квалификационные категории» является достаточно нестабильным, поскольку ежегодно педагогические коллективы пополняются молодыми специалистами, что требует целенаправленной работы по мотивации педагогов, подлежащих аттестации, на повышение квалификационной категории. На протяжении пяти лет данный показатель варьировался от 78,3% до 87,9% и в 2020 году составил 83,3% (областной показатель – 78,2%).

Выше районного показателя в ГУО «Слободская средняя школа имени А.Гуриновича» (100%), ГУО «Будславская средняя школа имени П.Мяделки» (96,2%), ГУО «Мядельская средняя школа №1 имени В. Дубовки» (96%).

Выполнен показатель «Доля учителей учреждений общего среднего образования, имеющих квалификационную категорию «учитель-методист»: работают 4 учителя-методиста, что составляет 1,2% (областной показатель – 0,4%). Вместе с тем, имеется резерв для дальнейшей работы по данному направлению.

В 2020/2021 учебном году лишь 2 педагога района сдали экзамен на присвоение высшей квалификационной категории, повысили квалификационную категорию со второй на первую 12 педагогов.

Увеличилась доля воспитателей дошкольного образования, имеющих образование по направлению «Педагогика детства», с 37,7% до 67,5% (областной показатель - 72,8%). Стопроцентный показатель достигнут в ГУО «Ясли-сад №3 г. Мяделя», ГУО «Старлыгский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа имени И.Анисько», ГУО «Сырмежский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа»; высокий показатель в ГУО «Ясли-сад аг. Нарочь» (83,3%).

Предприняты меры по заполнению вакансий руководителей учреждений образования. Так, назначены на должности 3 директора (ГУО «Дошкольный центр развития ребенка к.п. Нарочь», ГУО «Ясли-сад аг. Нарочь», ГУО «Центр творчества, туризма детей и молодежи Мядельского района»), 6 заместителей директора (ГУО «Нарочская средняя школа №1» (1), ГУО «Старогабский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» (1), ГУО «Гимназия-интернат г. Мяделя» (1), ГУО «Старлыгский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа имени И.Анисько» (1), ГУО «Мядельский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа» (1), ГУО «Ясли-сад аг Нарочь» (1).

В 2021 году в Мядельский район направлено 20 молодых специалистов (из них по целевому направлению – 10), в том числе уроженцев района – 12 (60%). На педагогические специальности в учреждения высшего и среднего специального образования поступили 14 выпускников учреждений общего среднего образования (2020 г. – 9), на условиях договоров о целевой подготовке – 8 выпускников (2020 г. - 4 выпускника). По завершении обучения и воспитания на второй ступени общего среднего образования на педагогические специальности поступили 6 выпускников.

По итогам работы за 2020 год звание «Лучший по профессии в системе образования» с занесением на районную Доску почета признаны директор ГУО «Сырмежский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа» Орехова Л.М., учитель физической культуры ГУО «Кривичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Дурейко Д.В., учитель ГУО «Нарочская средняя школа №2» Бурко Е.А.

Остается нерешенной проблема наличия вакансий руководителей ГУО «Будславская средняя школа имени П.Мяделки», ГУО «Мядельский районный социально-педагогический центр». Практически решена проблема наличия вакансий специалистов службы СППС в отдельных учреждениях образования.

За результаты работы по обеспечению качества образования в 2020/2021 учебном году заслужено получили награды 31 учащийся Мядельского района и 92 работника системы образования.

В 2021/2022 учебном году следует продолжить работу по омоложению кадрового состава учреждений, создавая условия для закрепления молодых специалистов в отрасли; особое внимание уделить перспективному кадровому резерву, сделав акцент на практико-ориентированный характер будущего управленца.

Одна из задач, которая стоит перед системой образования, – создавать условия для развития профессиональной компетентности педагогических работников, стимулировать их эффективную деятельность. В этом направлении значительную роль играет созданная в районе методическая сеть, которая включала 30 методических объединений, школу молодого учителя, постоянно действующие семинары для резерва руководящих кадров, для руководителей и заместителей директоров учреждений образования, мастер-классы учителей-методистов, творческие группы по подготовке олимпиадных заданий для проведения районной диагностической олимпиады для учащихся IV-VIII классов.

На базе ГУО «Мядельская средняя школа №1 имени В.Дубовки» в 2020/2021 учебном году осуществлялась реализация на уровне Министерства образования инновационного проекта «Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе организации и функционирования медиацентра учреждения образования» (2019-2022); в ГУДО «Центр творчества, туризма детей и молодежи Мядельского района» - областного педагогического проекта «Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера» (2020-2023).

Выполняются государственные социальные стандарты в области дошкольного образования. Увеличился охват детей от 3 до 6 лет учреждениями дошкольного образования с 85% до 91,1% (областной показатель – 96%). Охват детей от 1 года до 6 лет составляет 68,1%. Самый низкий процент в ГУО «Детский сад аг. Княгинин» (28,9%).

В 2020/2021 учебном году расширен спектр новых форм, реализующих программу дошкольного образования: 16 групп (2019/2020 учебный год – 14). Не организованы новые формы в ГУО «Свирский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа», ГУО «Старогабский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа».

Удовлетворяются запросы родителей по оказанию дополнительных образовательных услуг на бюджетной и платной основе: организована работа 54 групп по интересам, из них 43 сверх базового компонента на платной основе. Вместе с тем, не обеспечено оказание дополнительных образовательных услуг в ГУО «Детский сад аг. Занарочь», ГУО «Детский сад д. Полесье», ГУО «Старлыгский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа имени И.Анисько», ГУО «Сырмежский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа».

При достигнутых определенных положительных результатах в развитии системы дошкольного образования необходимо указать на отсутствие участия в инновационной деятельности, трансляции педагогического опыта в средствах массовой информации, незначительное количество педагогов, чей эффективный педагогический опыт был обобщен в 2020 году, низкое качество участия в областных и республиканских творческих конкурсах.

Зафиксирован рост районного показателя заболеваемости детей дошкольного возраста.

Количество пропущенных дней одним ребенком по болезни увеличилось с 1,2 дней в 2019 году до 2,5 дней в 2020 году (областной показатель - 2,1).

Обеспеченность учреждений дошкольного образования учебным и игровым оборудованием увеличилась с 90,3% до 91,1% (областной показатель - 89,4%); Приобретено игровое и спортивное оборудование для дошкольных учреждений из средств бюджета на сумму в объеме 5000 руб. (164 единицы); из внебюджетных средств на сумму 3717 руб. (94 единицы).

Приоритетными для системы дошкольного образования района в 2021/2022 учебном году должны стать обеспечение качества и доступности дошкольного образования, сохранение 100-процентного охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению на I ступени общего среднего образования; обеспечение здоровьесберегающих и безопасных условий жизнедеятельности детей в учреждениях дошкольного образования; расширение спектра образовательных услуг в целях выявления талантливых детей и предоставления им индивидуальных образовательных программ.

Система общего среднего образования Мядельского района характеризуется положительной динамикой развития, устойчивыми показателями.

Доля учреждений общего среднего образования, в которых кабинеты физики, химии и биологии оснащены современными средствами обучения и учебным оборудованием, составляет 71,43% (областной показатель – 56,6%), это один из лучших показателей в Минской области.

Предприняты меры по обновлению компьютерной техники; 14 учреждений образования оснащены интерактивными сенсорными панелями (мультибордами) (20 шт.).

В 2020 году введено в эксплуатацию новое здание ГУО «Занарочская средняя школа», осуществлена поставка современного учебного, технологического оборудования. В 2021 году осуществлена поставка кабинетов химии, биологии в ГУО «Кривичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» в рамках проекта «Модернизация системы образования Республики Беларусь».

В 2021/2022 учебном году планируется оснастить современным оборудованием кабинет биологии в ГУО «Занарочская средняя школа».

Совершенствуется качество образования: средний балл по итогам 2020/2021 учебного года увеличился с 7,2 до 7,3.

Различными моделями профильного обучения охвачено 75,9 % учащихся Х классов и 68,2 % учащихся ХI классов.

Для 47 учащихся (15,1%) III ступени общего среднего образования организованы профильные группы профессиональной направленности. В 2021/2022 учебном году планируется открытие профильной группы военно-патриотической направленности в ГУО «Нарочская средняя школа №2».

Для 86 учащихся X и XI классов, изучающих учебные предметы на базовом уровне, осуществлялась профессиональная подготовка рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». Расширен спектр профессий: продавец, повар, овощевод, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин, официант, слесарь по ремонту автомобилей.

Профессиональная подготовка организована на базе учреждений образования «Вилейский государственный колледж», «Видзовский государственный профессионально-технический колледж». После успешного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) и сдачи квалификационного экзамена 47 выпускникам из 49 (95,9%) присвоен квалификационный разряд по профессии с выдачей свидетельства уставленного образца.

Необходимо отметить, что количество учащихся, изучающих предметы на базовом уровне, уменьшилось с 67 в 2018 году до 18 в 2021 году, что говорит о повышении уровня профориентационной работы на второй ступени общего среднего образования.

В 15 учреждениях общего среднего образования района завершили 2020/2021 учебный год 2480 учащихся, из них завершили обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования 222 учащихся, на III ступени – 154.

Анализ итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования Мядельского района показывает, что по всем учебным предметам наблюдается снижение в процентном отношении количества учащихся, получивших отметки высокого и достаточного уровней (высокий и достаточный уровень на экзамене показали 48,85%, что ниже показателей 2020 г. - 58,39%). Снижается количество учащихся, получивших отметки на низком уровне, по белорусскому и русскому языкам. Количество учащихся, получивших результаты на низком уровне, остается стабильным в 2021, 2020, 2019 гг. – 5. В целом, 15,5% учащихся не подтвердили годовые отметки (в 2020 г. - 20,8% в 2019 г. - 15,6%).

Анализ итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в   учреждениях общего среднего образования Мядельского района показывает, что отмечается снижение по всем учебным предметам количества учащихся, сдавших экзамены на высоком и достаточном уровнях (по белорусскому языку с 71,7% в 2020 г. до 66,67 в 2021 г.; по русскому языку с 82,61% до 77,01%; по математике с 70,59% до 67,33%, по иностранным языкам с 79,6% до 76,67%; по истории Беларуси с 79,6 % до 76,67%.

Количество учащихся, получивших результаты на удовлетворительном уровне, значительно увеличилось с 20 учащихся (13,9%) в 2020 году до 56 учащихся (36,4%) в 2021 году. В целом, 19,3% учащихся не подтвердили годовые отметки (в 2020 году – 8,7%).

Выдано 222 свидетельства об общем базовом образовании, из них 8 свидетельств об общем базовом образовании с отличием.

Выданы 154 аттестата об общем среднем образовании, из них 13 аттестатов об общем среднем образовании особого образца (с награждением золотой медалью). Выдано 45 похвальных листов.

На централизованном тестировании получены 2 стобалльных результата: по белорусскому языку (Демешкевич Дарья, ГУО «Нарочская средняя школа №2»), по биологии (Юхневич Дарья, ГУО «Будславская средняя школа имени П.Мяделки»), при этом необходимо отметить, что обе выпускницы – золотые медалистки; 19 выпускников имеют результаты от 90 до 99.

В 2021 году 61% выпускников школ стали студентами учреждений высшего образования (в 2020 году - 54,5%) ; поступили в учреждения среднего специального образования – 29,2% (в 2020 г. – 32,9%), в учреждения профессионально-технического образования – 6,5% (в 2020 году – 11,2%).

Системная разносторонняя работа по подготовке к республиканской олимпиаде по учебным предметам позволила достичь в этом учебном году хороших результатов.

На заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам учащиеся района завоевали 4 диплома: учащиеся ГУО «Гимназия-интернат г. Мяделя» Берняк Павел – диплом 2 степени по математике, Бариев Денис – диплом 3 степени по математике, Малиновский Андрей – диплом 3 степени по информатике; учащаяся ГУО «Нарочская средняя школа №2» Хорошей Александра – диплом 3 степени по биологии.

На областном этапе республиканского конкурса работ исследовательского характера (конференции) по учебным предметам   получен 1 диплом 2 степени (информатика) и 1 диплом 3 степени (история).

На XXXII республиканском конкурсе научных биолого-экологических работ/проектов - 1 диплом 3 степени.

Результативно развивается направление робототехники. Команды робототехников ГУО «Гимназия-интернат г. Мяделя» под руководством учителя-методиста Савчика В.С. приняли участие в 10 мероприятиях областного, республиканского уровней и в 3 международных мероприятиях. По итогам выступлений получена 71 награда различного уровня и степени.

На базе ГУО «Мядельская средняя школа №1 имени В.Дубовки» функционирует IХ специализированный по спорту класс, с 1 сентября 2021 года открыт VI специализированный по спорту класс.

Ежегодно учащиеся учреждений образования Мядельского района становятся стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Не исключение и прошедший учебный год. Так, стипендии специального фонда Президента Республики Беларусь за высокие достижения в олимпиадном движении и развитии робототехники получили 7 учащихся Гимназии-интерната г. Мяделя и 1 учащаяся Нарочской средней школы №2 (Берняк Никита, Морозов Георгий, Жуковский         Никита, Бариев Денис, Берняк Павел, Хорошей Александра).   Дважды получил стипендию Малиновский Андрей.

Перед системой общего среднего образования на 2021 год ставятся следующие задачи: повышение качества образования посредством совершенствования форм и методов проведения учебных занятий; повышение квалификационного уровня учителей; использование в образовательном процессе современных средств обучения и учебного оборудования, информационно-коммуникационных технологий; обеспечение безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях образования.

Создаются условия по обеспечению доступности и равных прав лицам с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи, успешную социализацию данной категории детей.

На уровне общего среднего образования работают 36 классов интегрированного обучения и воспитания, в которых обучается 43 ребенка. 4 ребенка с ОПФР обучаются по программам специального образования на дому. Доля обучающихся с особенностями психофизического развития, получающих образование в условиях интегрированного обучения и воспитания, составляет 94,5% (областной показатель - 95,5%; республиканский показатель – не менее 89,0%); охват детей с ОПФР ранней комплексной помощью – 100% (областной показатель - 99,5%; республиканский показатель – не менее 95,0%).

В связи с дальнейшим развитием инклюзивных процессов в образовании необходимо продолжить работу по формированию инклюзивной компетентности всех участников образовательного процесса.

Развивается система дополнительного образования. Охват детей и молодежи дополнительным образованием (объединениями по интересам ГУДО «Центр творчества детей и молодежи Мядельского района») составляет 54,4% (областной показатель - 45,43%).

Стопроцентный охват объединениями по интересам обеспечен в ГУО «Кривичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа», ГУО «Старогабский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»; высокий показатель в ГУО «Мядельская средняя школа №1 имени В.Дубовки» (94%), ГУО «Нарочская средняя школа №2» (94%), ГУО «Сырмежский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа» (93,3%). Низкий процент охвата в ГУО «Гимназия-интернат г. Мяделя» (55%), ГУО «Будславская средняя школа имени П.Мяделки» (50%).

В 2020/2021 году особый интерес у учащихся вызывали объединения по интересам «Основы моделирования», «Скалолазание», «Каратэ», «Танцевальная аэробика», «Театральные миниатюры», «Flashsmile» и другие. В новом учебном году планируется открытие новых объединений по интересам по 6 направлениям:

Планируется завершение работ по устройству скалодрома в Нарочской СШ №2, что позволит значительно повысить качество занятий по скалолазанию.

В Год народного единства приоритетными направлениями в работе учреждений образования являются идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание. Деятельность учреждений образования должна быть направлена на усвоение обучающимися основ идеологии белорусского государства, развитие чувства любви и уважения к своей Родине, формирование национального самосознания, ответственности и готовности действовать во благо своего Отечества.

Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию пронизывает все уровни образования. В современной жизни вопросы воспитания молодого поколения, его социализации приобретают особое значение, а может быть и главное. Любое государство прививает своим гражданам уже с детских лет ценности, объединяющие нацию, народ, и тем самым воспитывает у них верность гражданскому долгу.В нашей стране ведется разработка государственной программы патриотического воспитания населения, в данной программе особое внимание будет уделено молодежи.

Многие задачи по воспитанию подрастающего поколения возложены на систему образования: как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. С нового 2021/2022 учебного года в обновленной учебной программе по истории Беларуси в XI классе предусматривается более детальное рассмотрение проблемы коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны, геноцида белорусского народа. Также большим подспорьем для педагогов станет пособие ”История Великой Отечественной войны“, разработанное в 2020 году совместно с учеными из Российской Федерации.

Перед учреждениями образования ставится задача организовать системную работа по посещению учащимися знаковых мест Беларуси, поскольку мемориальные комплексы и памятники – это не только культурные и исторические бренды своих городов и районов, но и мощный потенциал в формировании гражданственности, развитии и становлении молодого гражданина как патриота своей страны. И эта работа у нас активно ведется.

Получил импульс развития внутренний образовательный туризм: определены новые векторы, разработаны и размещены на сайте управления экскурсионные маршруты («По партизанским тропам», «Христианские святыни Мядельской земли», «Архитектурные памятники Нарочанского края»). Всего разработано 24 районных маршрута, в 2020/2021 учебном году проведены 102 экскурсии для обучающихся.

С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся Министерством образования введены в штатные расписания в учреждениях общего среднего образования должности «руководитель по военно-патриотическому воспитанию».

Успешно реализуется в наших учреждениях образования для учащихся VIII-XI классов информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина». Это - один из самых масштабных, известных и успешных республиканских проектов

Нам предстоит вовлечь детей и подростков в широкомасштабные республиканские патриотические акции и конкурсы: «Квітней, Беларусь!» «Мы – граждане Беларуси!», «В символах государства – история моего народа», «Конституция и мы – граждане свободной страны», «Я гэты край Радзімаю заву» и другие.

Определенных результатов достигли в развитии спортивного и образовательного туризма.

Мядельский район по итогам участия в мероприятиях спартакиады по туризму в 2020/2021 учебном году занял третье место в группе «Б».

В период летней оздоровительной кампании 2021 года было оздоровлено 937 обучающихся учреждений образования из Мядельского района, что составило 102,8% от плана и 37,9 % от контингента учащихся.

Всего в летний период функционировало 34 оздоровительных лагерей, из них: 19 лагерей с дневным пребыванием (617 учащихся), 15 – с круглосуточным пребыванием (320 учащихся).

617 воспитанников (план – 606) оздоровилось в 19 оздоровительных лагерях с дневным пребыванием. 320 воспитанников (план – 305) прошли оздоровление в 15 оздоровительных лагерях с круглосуточным пребыванием. План превышен по следующим категориям лагерей: спортивно-оздоровительный лагерь больше на 11 воспитанников (план ‑ 60, факт ‑ 71), 9-дневные непередвижные палаточные лагеря больше на 5 воспитанников (план – 150, факт – 155), 18-дневные оздоровительные круглосуточные лагеря больше на 10 воспитанников (план – 115, факт – 125).

В период летней оздоровительной кампании 2021 года был зафиксирован 1 случай травматизма в палаточном непередвижном лагере на базе отдыха «Черевки» 08.06.2021 с Сивухой Артемом, учащимся 7 класса ГУО «Нарочская средняя школа № 2».

Летняя оздоровительная кампания проходила в рамках республиканской акции «Выбор лета. ЗдОрово! ЗдОрово! Полезно! Дружно!» и направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, социальную защиту и поддержку наиболее незащищенных категорий детей. По итогам оздоровлено 10 детей из малообеспеченных семей, 232 ребенка из многодетных семей, 28 детей, находящихся в СОП, 39 детей-сирот (план – 36, выполнено на 108,3%), 19 детей-инвалидов (план ‑ 13, выполнено на 146,1%) 22 несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, а также обеспечены условия безопасного пребывания детей в лагерях.  

Вместе с тем, состояние криминогенной обстановки на территории Мядельского района в 2020 году в сравнении с 2019 г. характеризовалось ростом подростковой преступности (+100%): зарегистрировано 8 преступлений (за 2019 – 4, 2018 – 6, 2017 – 3, 2016 - 4), из них: одно преступление совершено в 2017г., 1 – в период с 2016г. по 2018г. Совершено 6 преступлений 2 учащимися ГУО «Слободская средняя школа имени А.Гуриновича» (в 2019 г. – 3 учащихся / 4 преступления). Наряду с этим отмечается снижение случаев употребления спиртных напитков несовершеннолетними с 10 в 2019 до 4 в 2020г.

Факты употребления несовершеннолетними алкогольных напитков допущены в ГУО «Мядельская СШ им. В.Дубовки», ГУО «Гимназия – интернат г. Мяделя», ГУО «Слободская средняя школа имени Адама Гуриновича», ГУО «Нарочская средняя школа №1».

За семь месяцев 2021 года несовершеннолетними совершено 1 преступление 2 учащимися ГУО «Нарочская средняя школа №1» (аналогичный период 2020 г. – 1); 5 общественно опасных деяний до достижения ими возраста привлечения к уголовной ответственности (за аналогичный период 2020 года - 4).

         Причинами и условиями совершения правонарушений явились низкая правовая культура несовершеннолетних, отсутствие должного контроля за детьми в свободное от учебы время со стороны родителей.

В новом учебном году перед нами стоит задача активизировать воспитательный потенциал семьи, оказать ей необходимую психолого-педагогическую поддержку, придать семейному воспитанию целенаправленный, общественно значимый характер. Совместную работу школы и семьи будем выстраивать как через стратегию открытого взаимодействия, предполагающую выстраивание длительных взаимоотношений с учетом эффективных практик и педагогических традиций, так и на стратегию быстрого реагирования, когда необходимо оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении.

В семьях детей нашего района не всегда все благополучно. Только за 7 месяцев 2021 года в управление по образованию, спорту и туризму Мядельского райисполкома поступило 90 первичных информаций о семейном неблагополучии, проведены  88 социальных расследований, признаны в социально опасном положении 59 несовершеннолетних из 26 семей. В районном банке детей, признанных находящимися в социально опасном положении, состоит 59 несовершеннолетних из 26 семей, из них детей школьного возраста – 38.

8 семей являются многодетными, где воспитывается 31 ребенок, из них детей школьного возраста –18.

Дети признаны в СОП по трем критериям.

По критерию №1, где родителями не удовлетворяются жизненные потребности ребенка, а именно, допускается отсутствие пищи, имеются нарушения по пожарной безопасности, признаны 6 детей из 3 семей.

По критерию №2, где родителями не обеспечен надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок допускает правонарушения или преступления, признаны 2 ребенка из одной семьи (Калинин Сергей и Рудык Андрей (кража, вандализм)).

По критерию №3, где родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют своими правами (пьянство, совершают правонарушения, жестоко обращаются с детьми), признаны 18 детей из 12 семей.

Эта ситуация говорит о том, что часть родителей не в полной мере осознает свою ответственность в вопросах семейного воспитания и обеспечения жизненных потребностей детей.

Одним из положительных показателей работы по защите прав детей является отсутствие в районе отменыусыновления. За весь период действия Декрета №18 ни один ребенок с частной опекине был переведен в интернатное учреждение.

Важным направлением взаимодействия школы и родителей является работа педагогических коллективов по психолого-педагогическому просвещению родителей. Современным родителям не всегда хватает навыков оказания помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; правовых знаний в сфере образования.

В целях повышения психолого-педагогической компетентности родителей в 2021/2022 учебном году проекту «Родительский университет» необходимо придать новый импульс.

В центре внимания управления по образованию, спорту и туризму находятся вопросы укрепления материальной базы учреждений, обеспечения безопасности жизнедеятельности, совершенствования экономики в сфере образования района.

Обеспечена готовность объектов к новому учебному году. Принят ряд мер, направленных на материально-техническое обеспечение работоспособности всех звеньев образовательного процесса и безопасности его участников. Осуществлен ряд мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений образования района. Проведены мероприятия по пожарной безопасности. Организован подвоз детей.

Реализуется утвержденный заместителем председателя Мядельского райисполкома план подготовки учреждений образования к 2021/2022 учебному году, которым предусмотрены мероприятия по устранению нарушений и недостатков, выявленных межведомственными группами, созданными Комитетом государственного контроля.

Всего комитетом государственного контроля выявлено 148 нарушение в учреждениях общего среднего образования, устранено 91 нарушение, в 2021 году проводится устранение 1 нарушения, 2 запланированы. В учреждениях дошкольного образования выявлено 15 нарушений, на 2021 год запланировано к устранению 6 нарушений, устранено - 5, в стадии завершения - 1.

Для подготовки учреждений образования к 2021/2022 учебному году в бюджете предусмотрены 36 тыс. рублей: школы – 30 тыс. рублей, дошкольные учреждения - 6 тыс. руб.

Дополнительно 16 июля 2021 г. из имеющихся ассигнований в бюджете на 2021 год на подготовку учреждений образования к 2021/2022 учебному году направлено 45 000,00 рублей, в том числе на школы – 30 000,00 руб., на учреждения дошкольного образования – 15 000,00 руб.

На текущий ремонт направлено 52,2 тыс. рублей, освоено 41,7 тыс. руб., что составляет 80%. Произведен расчет за выполненные работы на сумму 26,4 тыс. руб.

Из внебюджетных средств на подготовку учреждений образования направлены 33 030,43 рубля.

Приобретено игровое и спортивное оборудование для дошкольных учреждений на сумму в объеме 5000 руб. Планомерно обновляется спортивное оборудование и инвентарь для учреждений общего среднего образования.

Для оснащения пищеблоков закуплена плита электрическая с жарочным шкафом в ГУО «Нарочская СШ №1» (3000 руб.), 2 электроплиты и электросковорода в ГУО «Мядельская СШ №1 имени В.Дубовки» (7980 руб.), обновлена столовая посуда для пищеблоков.

14 учреждений общего среднего образования оснащены АПС и СОоП, системами видеонаблюдения, на устройство автономной пожарной сигнализации в ГУО «Слободская СШ им. А. Гуриновича» направлены финансовые средства в объеме 18,9 тыс. рублей. В 12 учреждениях образования, 2 учреждениях спорта установлены ручные кнопки тревожной сигнализации с выводом сигнала на пульт централизованного наблюдения отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь.

  За 2020 год целевой показатель по энергосбережению выполнен на «минус» 5,3 (при плане -3,4).

Для организации подвоза 477 обучающихся (из них 413 школьников и 64 дошкольника) задействованы 14 школьных автобусов, которые находятся в технически исправном состоянии.

63 обучающихся подвозятся общественным транспортом.

В сфере «физическая культура и спорт» решались задачи по укреплению материально-технической базы, созданию современных       и комфортных условий для занятий физической культурой и спортом, пропаганде массовой физической культуры как самой популярной и достойной формы укрепления здоровья населения.

Государственной программой развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы доведен сводный целевой показатель количества лиц, занимающихся физической культурой и спортом. В Мядельском районе данный показатель составил – 24,2 % при плане 25,0 % (в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией).

Для проведения оздоровительной и спортивно-массовой работы в 2020 году использовалась вся материально-спортивная база района, независимо от ведомственной принадлежности, которая включает в себя 88 физкультурно-спортивных сооружений.

Проведена определенная работа по эффективности использования государственного имущества в сфере физической культуры и спорта, загрузке ГУ «Мядельский ФОЦ». Увеличилось количество предоставляемых услуг населению с 68 в 2019 г. до72 в 2020г.

В государственном учреждении «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва Мядельского района» работают три отделения (гребля на байдарках и каноэ, лыжные гонки и отделение легкой атлетики) с количеством групп 16 (2019 - 18), где занимаются 143 учащихся (2019 – 171 учащихся). Уменьшение количества групп и учащихся произошло   в связи с увольнением 2 тренеров-преподавателей.

В 2020 году для проведения учебно-тренировочного процесса в ГУ «СДЮШОР Мядельского района» приобретено спортивного инвентаря и оборудования на сумму 13,3 тыс. руб. (бюджетные средства 8,4 тыс. руб., внебюджетные средства 4,9 тыс. руб.), что позволило обеспечить 100% оснащённость спортинвентарём учащихся школы.

ГУ «СДЮШОР Мядельского района» в 2020 г. прошло аккредитацию и подтвердила статус специализированного учреждения сроком на 4 года. Вместе с тем, уменьшилось количество учащихся учреждения, выполнивших массовый разряд с 45 в 2019 г. до 30 в 2020 г.

Присвоен в 2020 году 1-ый разряд 4 учащимся (2019 – 6 учащимся).

В 2020 году победителями и призерами областных и республиканских соревнований по лыжным гонкам, гребле на байдарках и каноэ, легкой атлетике становились 10 учащихся (2019 – 17 уч.).

Призёром республиканских соревнований стала Ярмакович Екатерина. Победителями и призёрами областных соревнований стали 9 учащихся.

За период с 2017 по 2020 год государственным учреждением «СДЮШОР Мядельского района» передано   в высшее звено подготовки 8 спортсменов-учащихся.      

В составы национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта входят 2 выпускника ГУ «СДЮШОР Мядельского района» (Лавринайть Максим – гребля на байдарках и каноэ, Янукович Евгений – легкая атлетика).

Одним из показателей социально-экономического развития района является выполнение социальных стандартов. Социальный стандарт по отрасли «Физическая культура и спорт» за 2020 год в Мядельском районе выполнен. Норматив обеспеченности расходов бюджета на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя составил 0,7 базовой величины (план 0,5 базовой величины).

Управление по образованию, спорту и туризму Мядельского райисполкома награждено дипломом как лауреат в областном конкурсе в номинации «Развитие экономики образования».

         В новом учебном году предстоит продолжить работу по модернизации и обновлению материально-технической базы учреждений образования, оснащению их современными средствами обучения и учебным оборудованием, обеспечению безопасности образовательного процесса.

2. Целевые ориентиры и задачи развития на 2021/2022 учебный год 

2.1. Повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики и принципами устойчивого развития:

продолжить работу по совершенствованию качества дошкольного образования;

продолжить работу по формированию общеучебных умений, навыков и компетенций обучающихся, востребованных современным рынком труда;

содействовать развитию допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся учреждений общего среднего образования на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, в том числе в шестой школьный день;

продолжить работу по совершенствованию условий для выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся;

продолжить работу по внедрению образовательных электронных сервисов и совершенствованию информационно-технологической инфраструктуры учреждений образования;

продолжить работу по оснащению современными средствами обучения и учебным оборудованием, обеспечению безопасности образовательного процесса;

продолжить работу над реализацией принципов инклюзивного образования в системе образования;

2.2. Развитие воспитательного потенциала системы образования:

обеспечивать единство целей и задач по всем направлениям воспитательной деятельности и преемственность на всех уровнях образования;

продолжить работу по формированию гражданско-патриотических качеств личности, воспитание у учащихся уважения к национальной культуре, законам нашей страны;  

направить созидательное сотрудничество на формирование у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу, гражданской позиции и патриотизма, укрепление культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства;

обеспечить соблюдение безопасных и здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса;

обеспечить работу по обучению учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, по профилактике интернет-зависимости, устранению риска вовлечения учащихся в противоправную деятельность;

продолжить работу, направленную на профессиональное самоопределение учащихся в соответствии с их своими возможностями, способностями и учётом рынка труда.

активизировать воспитательную деятельность семьи, оказать ей необходимую психолого-педагогическую поддержку, придать семейному воспитанию целенаправленный, общественно значимый характер;

осуществлять профилактику социального сиротства, подростковой преступности и безнадзорности несовершеннолетних;

совершенствовать систему непрерывного сопровождения замещающих семей, в том числе для успешной адаптации ребенка из замещающей семьи в учреждении образования;

обеспечить качество и повышение эффективности дополнительного образования детей и молодежи.

2.3 Развитие кадрового потенциала:

создавать условия для развития кадрового потенциала системы образования, продолжить формирование кадрового резерва, обеспечив его эффективное использование;

создавать условия для развития системы непрерывного педагогического образования

         взять на контроль работу аттестационных комиссий, изучив эффективность их работы по повышению квалификационного уровня работников;

продолжить работу с молодыми кадрами, начиная от профориентации и поступления на педагогические специальности до предоставления первого рабочего места, организации наставничества, обеспечения оптимальной учебной нагрузки и материальной поддержки.

целенаправленно работать по награждению педагогов государственными наградами, по присвоению
им почетных званий.

Разделы сайта